В новостях каждый год можно услышать о случаях, когда не особо умные водители, рыбаки на автомобиле проваливаются под лёд, рассекая по еще, или уже не толстому льду.
Но и не только по собственной глупости можно загнать машину под лёд. Ситуации могут быть разные и даже, если вы не водите машину, то можете оказаться в ней в качестве пассажира. Зимняя дорога непредсказуема, удержать машину бывает очень сложно… Вы едете по ровной обледеневшей дороге, а спустя минуту уже летите с обрыва или моста в озеро или реку.
Относительно безопасная толщина льда, для человека, снегохода, легкового автомобиля и тяжелой машины, внедорожника.
Можно ли вообще выжить в ледяной воде? Что происходит с организмом?
Организм человека, находящегося в воде, охлаждается, если ее температура ниже 33,3°С. Теплопроводность воды почти в 27 раз больше, чем воздуха, процесс охлаждения идет довольно интенсивно. Например, при температуре воды 22° С, человек за 4 минуты теряет около 100 калорий, т.е. столько же, сколько на воздухе при той же температуре за час. В результате организм непрерывно теряет тепло, и температура тела, постепенно снижаясь, рано или поздно достигнет критического предела, при котором невозможно дальнейшее существование. Посему, помимо того, что у вас будет достаточно ограниченный запас кислорода, вы можете погибнуть не только от кислородного голодания, но и от переохлаждения, даже, если сможете добраться до воздуха.
Скорость снижения температуры тела зависит от физического состояния человека и его индивидуальной устойчивости к низким температурам, толщины подкожно-жирового слоя. Поэтому, у закалённых шансов выжить больше.
Что испытывает человек, оказавшийся в ледяной воде?
- Перехватывает дыхание.
- Голову как будто сдавливает железный обруч.
- Резко учащается сердцебиение.
- Артериальное давление повышается до угрожающих пределов. Смерть может наступить в холодной воде иногда гораздо раньше, чем наступило переохлаждение, причиной этого может быть своеобразный «холодовый шок».
- Мышцы груди и живота рефлекторно сокращаются, вызывая сначала выдох, а затем вдох. Непроизвольный дыхательный акт особенно опасен, если в этот момент голова находится под водой, ибо человек может захлебнуться.
- Пытаясь защититься от смертоносного действия холода, организм включает в работу резервную систему теплопроизводства – механизм холодной дрожи.
- Теплопродукция резко возрастает за счет быстрого непроизвольного сокращения мышечных волокон, иногда в три-четыре раза. Однако через некоторый период времени и этого тепла оказывается недостаточно, чтобы компенсировать теплопотери, и организм начинает охлаждаться. Когда температура кожи понижается до 30° С, дрожь прекращается, и с этого момента гипотермия начинает развиваться с нарастающей скоростью. Дыхание становится все реже, пульс замедляется, артериальное давление падает до критических значений.
Машина ушла под лёд
Когда машина начинает проваливаться под лёд или уже провалилась, первым делом нужно отстегнуть ремни, время на то чтобы снять хотя бы верхнюю одежду скорее всего не будет, но если есть возможность, то скидывайте её и снимайте обувь. Далее действовать нужно также, как и в ранее описанном случае с тонущем автомобилем. Открывайте или выбивайте окна и пытайтесь выбраться, можно попробовать открыть двери, но из-за разницы давления сделать это будет сложно, пока вода не заполнит весь салон. Поэтому если комплекция вам не мешает пытайтесь сразу же выбраться через окна, чтобы не дожидаться полного заполнения салона водой и пока машина не утонула слишком глубоко.
В случае, если вы в машине не один, тогда ситуацию может усугубить паника остальных. Прежде всего следует успокоиться самому, а также успокоить окружающих, скажите жестко и уверенно, чтобы следовали (повторяли ) за вами. В закрытой воде, когда машина уже ушла под лед, да ещё и с сильным течением, шансов выжить не так уж и много, но они есть.
Рассмотрим несколько вариантов:
Допустим, вас отнесло всего на 5 метров от места вашего приводнения, до того, как вы смогли выбраться из машины, и начали грести со всех сил обратно. Скорость течения 1-1.5 м в секунду. Рекорд по плаванию был установлен при заплыве на 50 метров вольным стилем. Чемпион плыл со скоростью чуть более 7 км в час . Такую крейсерскую скорость, плывя под водой, не разгонишь. Для сведения, 1 м/с это 3,6 км/час. Средняя максимальная скорость пловца под водой 0,4-1.2 м/с. Соответственно, вполне вероятно, что вы будете максимум — это держаться просто на одном месте, постоянно гребя вперёд.
Уже неоднократно было сказано, носите с собой нож или тактическую ручку, а лучше и то и другое. Даже в данной ситуации эти предметы могут вам помочь выжить.Всё дело в том, что подводная часть льда менее прочная, чем наружная, и даже нехватка резкости удара, будет компенсирована вязкостью льда под водой. Для этого вам и подойдёт нож, тактическая ручка, ну или отвёртка, шило и
другие острые предметы. По возможности, возьмите сразу два.
Дальше, вариантов несколько:
Машину прибьёт к берегу, и она станет на мель, застряв между льдом и дном.
Машину унесёт на фарватер (основное течение реки)
Машина погрузится на дно, и застрянет в яме
В первом случае, считайте, что вам повезло. Когда вода наполнит ваш салон, вдохните глубже, и открывайте двери. Ваша задача двигаться к месту где машина проломила лед, только там можно будет выбраться на поверхность. Можете себе помогать ножом, цепляясь об лёд. Некоторые советуют плыть к берегу и упершись ногами в дно пытаться проломить лед, но если лед толстый это будет смертельно неудачная попытка.
Во втором случае тоже не всё безнадёжно. На фарватере лёд самый тонкий, но и глубина обычно больше. Поэтому, монтировка скорее всего не пригодиться. Нужно вцепиться одной рукой в лёд с помощью ножа, отвёртки или штопора.
Другой рукой в это время, долбите лёд в одно и тоже место. При средней толщине льда 5-6 см на фарватере при таком течении, будет всего 2-3 см.
В третьем случае ваша ситуация намного хуже, однако, и здесь необходимо бороться за жизнь до последнего. По направлению течения (если вода мутная) определите, где находится берег, и гребите к нему с отвёрткой и ножом. Если попалась растительность в виде рогоза то цепляйтесь за него, и долбите лёд в этих местах он не очень прочен. Также, если есть выбор между белым льдом и прозрачным — бейте белый — он более хрупкий.
Альтернативой, как уже говорилось выше не плыть к берегу, а продвигаться к пробоине. Плыть против течения не получится, поэтому именно продвигаться. Для этого нужно будет всплыть к самому льду, перевернуться к нему животом, а головой по направлению к пробоине во льду и цепляясь в лед ножом или другими острыми предметами, как скалолаз, карабкаться к «выходу». Держать тело нужно стараться максимально горизонтально, чтобы уменьшать сопротивление течению, а также помогать ногами и тоже отталкиваться от льда.
Выбравшись из ледяной ловушки, опасности не заканчиваются, чтобы не умереть от переохлаждения вам понадобиться помощь посторонних.