В море, озерах, реках может случиться так, что будет необходимо пересекать участки, покрытые водой, чтобы добраться до берега. Возможно, не нужно будет преодолевать весь путь по Амазонке, как это сделали герои Жюля Верна, но некоторые советы по строительству самодельного судна, способного уверенно держаться на воде, могут спасти жизнь.
Первое, что нужно сделать, это выучить проект того, что нужно будет «собрать». Потом необходимо найти исходный материал для изготовления плота. Что это может быть?
Плавающая основа: дерево — чем больше бревен, тем больше распределение веса и, следовательно, большая вместимость; шины, воздушные камеры или герметичные пластиковые контейнеры — короче говоря, что-то твердое и в то же время достаточно легкое, чтобы плавать.
Веревка: как можно более длинные и прочные веревки (включая любые, сделанные из растительности, из материала, устойчивого к износу и растяжению, которому они будут подвергаться).
Покрытие: если возможно, что-то плоское, что прочно удерживает бревна вместе, чтобы затем стоять на них во время навигации (например, легкие части зданий, такие как двери, ставни и т. д.). Если путешествие будет продолжаться долго, можно подготовить укрытие или «навес» (защита от солнца, дождя и т. д.).
Навигационные инструменты: очень может пригодиться прочный и широкий «раскладывающийся» парус (возможно, полученный путем комбинирования листвы больших размеров, одежды, одеял и т. д.); обязательно одно или несколько весел (длинные и прочные палки). Без этого может случиться так, что придется «солдатской смекалкой выгребать», как сказал герой Советского Союза Д.В.Шурпенко при переправе через Днепр в годы Великой Отечественной Войны. Наконец, если позволяют условия, что-то плоское, полупогруженное перпендикулярно плоту сзади, что дает возможность «повернуться» для изменения направления плавания.
Что нужно учитывать при строительстве спасательного плота
Транспорт и инструменты. Не второстепенное значение имеет возможность транспортировать неповрежденные строительные материалы к месту строительства и возможность «работать» с ними. Нож всегда пригодится, но камни или острые предметы могут в некоторых случаях быть хорошими заменителями. В качестве «молотка» подойдут сферические камни среднего размера. Важно помнить, что готовый плот будет иметь определенный вес, поэтому его нужно строить как можно ближе к берегу, используя бревна для «перекатывания».
Сплоченность. Все компоненты должны подвергаться давлению снизу (вода) и сверху (экипаж) без повреждений. Для этого необходимо много веревки. Ее нужно «обернуть» как можно большее количество раз вокруг каждого компонента плота.
Безопасность. Часто полезно иметь возможность зацепиться за что-то твердое, отпустить весла и, возможно, закрыть или убрать парус. Подойдет добротная корзина или ящик, например, для переноски продуктов, сигнальных инструментов, инструментов для ремонта или рыбалки. Например, лесосплавщики посередине плота устанавливают перекладину и прикрепляют к ней одежду, инструменты и все то, что не должно упасть в воду и пойти ко дну. Чтобы судно было пригодным для плавания, его длина должна превышать ширину.
Чтобы плот оставался на плаву, если он деревянный, он должен иметь двойную конструкцию из бревен. Эти бревна нужно закрепить и наложить друг на друга в противоположном направлении (снизу тяжелые, сверху более легкие). Это объясняется тем, что дерево плавает, но недостаточно, чтобы выдерживать тяжелый вес, часть бревен фактически останется погруженной. Хотя и верно то, что в войну на плотах орудия переправляли через реки.
Сопротивление. Прежде чем приступить к «погрузке на воду», необходимо проверить устойчивость, прочность и функциональность плота сначала на суше, а затем на мелководье. Не следует загружать бесполезные предметы, если плот сделан из дерева. В этом случае максимальная вместимость будет 2-3 человека. Во время навигации надо сидеть как можно больше, не вставая и не раскачивая «корпус».
Приведенные здесь указания не являются частью реального проекта, которому нужно следовать шаг за шагом. В опасных ситуациях никто не знает, как себя вести, но эти рекомендации можно рассматривать как совет создать плот, способный выдержать достаточное время, необходимое для достижения своего «спасения».